Здравоохранение Республики Беларусь

Здравоохранение Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении»;

Закон Республики Беларусь от 11 декабря 2020 г. № 94-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи»;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 ноября 2005 г. № 44 «О порядке информирования населения об оказании медицинской помощи в организациях здравоохранения и о порядке направления для получения медицинской помощи»;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 декабря 2020 г. № 94-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи»;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2006 г. № 161-З «Об обращении лекарственных средств»;

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09 февраля 2023 г. №27. «Об установлении перечня лекарственных препаратов, реализуемых без рецепта врача»;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией»;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении». Статья 41 «Права пациентов»

Государственная система здравоохранения Республики Беларусь основана на соблюдении принципов социальной справедливости и доступности медицинской помощи. Основным достижением отечественного здравоохранения является предоставление 100-процентного доступа граждан к медицинским услугам.
 

Белорусское законодательство гарантирует пациентам:

  • бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
  • государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  • выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
  • участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
  • получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
  • выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;
  • отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения.

Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер с бюджетной системой финансирования здравоохранения. В стране функционирует около 600 организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и около полутора тысяч амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 143 центра гигиены и эпидемиологии, более трех тысяч аптек, 134 станции скорой медицинской помощи.

Сегодня здравоохранение Республики Беларусь – это 4-х уровневая система оказания медицинской помощи с четко организационно выстроенной структурой от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров. Сохранена белорусская система подготовки медицинских кадров и повышения их квалификации. Обеспечена доступность высокотехнологичных и сложных вмешательств пациенту в РНПЦ. Активно внедряются новые технологии в областных и межрайонных центрах. 
В стране работают РНПЦ: «Кардиологии», «Мать и дитя», «Трансплантации органов и тканей», «Неврологии и нейрохирургии», «Трансфузиологии и медицинских биотехнологий», «Травматологии и ортопедии» и другие. В них обеспечена тесная связь науки и практики, без которой не было бы такого количества внедрений новых технологий в лечение и диагностику заболеваний.

На законодательном уровне закреплено право бесплатного предоставления одной попытки ЭКО бесплодным парам; обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета при оказании медицинской помощи в отделениях дневного пребывания; построено или реконструировано за счет средств республиканского бюджета 17 объектов здравоохранения; завершено внедрение института врача общей практики. 
 
Определенный государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, целевой показатель (100%) достигнут;
отечественными производителями зарегистрировано и переведено в стадию освоения 94 лекарственных средства, из них 18 — участниками холдинга «Белфармпром». При этом 39 лекарственных средств зарегистрировано впервые в Республике Беларусь (преимущественно применяемые для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, сахарного диабета, инфекционных заболеваний и др.). В условиях неблагоприятной эпидемической ситуации обеспечены бесперебойные поставки около 150 наименований препаратов», используемых в интенсивной терапии пациентов с инфекцией COVID-19.
 
Первичная медицинская помощь оказывается всем гражданам страны, независимо от места проживания и социального статуса.
 

Особая забота государства - женщины и дети. Беларусь входит в число 50 лучших стран мира по ведению беременности, организации родов квалифицированным медицинским персоналом. 100% родовспоможений проходит в условиях стационара, занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран.

Страна достигла целей тысячелетия по сокращению детской смертности, улучшению охраны материнства, борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом.

По оценкам международных экспертов, Беларусь занимает одно из ведущих мест в мире по доступу населения к медицинским услугам (делит первое место с Брунеем и Канадой).

7 июня 2016 г. ВОЗ подтвердила элиминацию передачи ВИЧ-инфекции и сифилиса от матери ребенку в Республике Беларусь. Этот сертификат официально подтверждает предотвращение передачи от матери к ребенку ВИЧ-инфекции и сифилиса. Беларусь стала первой и единственной страной в Европе, получившей подобное удостоверение.

Частью системы медицинской реабилитации является санаторно-курортное лечение. В Беларуси действует 486 санаторно-курортных, оздоровительных организаций и и других специализированных средств размещения различного профиля.

Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Поэтому в Беларуси успешно реализуется комплекс государственных мер, направленных на борьбу с факторами риска, на воспитание у населения навыков здорового образа жизни и обеспечение надлежащих условий для их реализации. Создана целостная национальная, образовательная и воспитательная система по формированию здорового образа жизни.

Реализуются государственные программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Инновационные биотехнологии» и др. Для борьбы с распространением ВИЧ-инфекции создан Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом.

Основными задачами системы здравоохранения являются улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства. 

Белорусская медицина также намерена расширять использование высокотехнологичных разработок и информационных технологий. Это будет достигаться как через увеличение государственных инвестиций в здравоохранение, развитие государственно-частного партнерства, расширение спектра платных медицинских услуг (при сохранении возможности получения необходимого лечения на бесплатной основе).

Достижения медиков Беларуси

На 1 млн жителей в стране выполняется 1725,3 кардиохирургических вмешательств, 723,5 эндопротезирования крупных суставов, 360 операций на открытом сердце. Число операций аортокоронарного шунтирования достигло в 2016 году 1869.

Белорусские медики выполняют трансплантации почки, костного мозга, печени, сердца, проводят пересадки стволовых клеток человека и тканей: роговицы, кожи и костной ткани. По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, выполнение подобных операций характеризует высокий мировой уровень развития специализированной медицинской помощи в стране.

По количеству органных трансплантаций на 1 млн населения Беларусь является лидером не только на постсоветском пространстве, но и опережает многие европейские страны. В стране выполняется 50 трансплантаций на 1 млн населения. Обычной практикой стали операции по трансплантации печени и сердца.

В апреле 2008 года впервые в Беларуси группа врачей 9-й городской клинической больницы провела операцию по пересадке печени.

В 2009 году были проведены первые операции по пересадке печени при злокачественном поражении внепеченочных желчных протоков и трансплантация печени подростку. 

В 2010 году врачи освоили имплантацию транспеченочных портальных шунтов, что предотвращает развитие осложнений из-за которых ожидающие пересадки пациенты могут погибнуть до трансплантации. Также в 2010 году хирурги выполнили первую операцию по родственной пересадке части печени 2-летнему малышу. 

В 2011 году белорусские специалисты впервые пересадили печень 20-месячному ребенку. На сегодня в стране выполняется практически весь спектр операций на печени.

В 2009 году в РНПЦ «Кардиология» была успешно проведена первая в Беларуси операция по пересадке сердца. Трансплантация комплекса поджелудочной железы и почки является одной из самых редких в мире, в Беларуси первую подобную операцию провели в июне 2009 года.

В январе 2012 года прошла первая операция по пересадке комплекса печень-почка, которая также является редкой в мире.

Медиками Беларуси успешно освоены новые высокотехнологичные виды оперативных вмешательств на почках, а также лапароскопические операции по забору донорской почки.

Белорусские хирурги первыми в мире стали оперировать пациентов с денервацией препилорического отдела желудка (нарушением эвакуации пищи из желудка) при помощи уникальной лапароскопической методики, которая позволяет сохранить и восстановить функции желудка.

Освоены сложнейшие операции по трансплантации комплексов органов: сердце – легкие, печень-почка, поджелудочная железа-почка. В 2016 году успешно проведена первая трансплантация комплекса сердце-легкие, операция на сердце новорождённому ребёнку с экстремально низкой массой тела; успешная клиническая апробация отечественного протеза клапана. Впервые на территории СНГ совместно с итальянскими кардиохирургами проведено 2 уникальные операции по протезированию биологического аортального полустентированного клапана.

Травматологами-ортопедами выполнены первые операции по эндопротезированию плечевого, голеностопного и локтевых суставов. В практическую деятельность нейрохирургической службы Беларуси внедрены эндоваскулярные методы вмешательств при патологии сосудов головного и спинного мозга, малотравматичные микрохирургические методики удаления опухолей головного мозга, стереотаксические вмешательства при болезни Паркинсона.

Значительных результатов удалось добиться и в лечении злокачественных новообразований и заболеваний кроветворной системы у детей. Общая долгосрочная выживаемость таких больных составляет 74%, по этому показателю Беларусь входит в десятку лучших стран Европы.

В Беларуси разработан препарат для лечения рака крови у детей - "Клофарабин". Клинические испытания "Клофарабина" показали, что он отличается высокой активностью в лечении острой лимфобластной лейкемии. При этом препарат обладает низкой токсичностью и лучше переносится по сравнению с другими аналогами, что позволяет существенно увеличить продолжительность жизни детей с рецидивами болезни. Оригинальный метод синтеза фармсубстанции для препарата "Клофарабин" запатентован Институтом биоорганической химии НАН.

Успехи белорусских медиков позволили уменьшить число белорусов, направляемых на лечение за рубеж. Возможность получить качественное лечение и диагностику за умеренную цену привлекает в Беларусь все больше иностранных граждан. 

С открытием молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза и центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центр) в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Беларусь в числе первых вступила на путь индивидуальной, персонифицированной медицины. Обследование прошли более 2000 пациентов, в молекулярно-генетической лаборатории – более 1000 пациентов, что позволило уточнить диагноз, а также оптимизировать лечение пациентов, продлив им жизнь. Это – качественно новый и экономически обоснованный уровень диагностики.

В августе 2016 года в Беларуси открыт Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям, где смогут получать медицинскую помощь более 350 пациентов в год.

За последние 10 лет продолжительность жизни в Беларуси достигла своего исторического максимума, увеличившись у мужчин — на 4,7 года, у женщин — на 2,9 года и составила 74,5 года. При этом сократилась разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин с 11,9 до 10,1 лет. Увеличение продолжительности жизни мужчин является одним из главных приоритетов реализации Целей устойчивого развития в Беларуси. Продолжительность жизни городского населения на 4,6 года выше, чем сельского.

Беларусь занимает 8-е место в мире (из 53 стран) по результатам лечения острого лимфобластного лейкоза у детей, опережая США, Израиль, Японию, Финляндию.
Качество лечения злокачественных новообразований взрослого населения в Республике Беларусь приближается к мировому уровню, что нашло отражение в показателях 5-летней выживаемости пациентов, получивших лечение по радикальной программе: 92% при первой стадии и 75% при второй стадии рака.
 
По количеству органных трансплантаций Беларусь является лидером на постсоветском пространстве и опережает многие европейские страны, в 2020 году показатель составил более 55 на 1 миллион населения (2015 -45,3) (ЕС 55,9, Россия — 9,1, Украина-2,2).
Белорусские медики успешно выполняют трансплантацию органов и тканей во всех областных центрах. В год выполняется около 500 органных трансплантаций, 18 тысяч кардиохирургических вмешательства на сердце и крупных сосудах, 6500 эндопротезирований крупных суставов.
 
В республике и областях создана система оказания аритмологической помощи путем создания межрегиональных центров во всех регионах республики. Экстренная помощь при остром коронарном синдроме, инфарктах миокарда в настоящее время доступна не только в РНПЦ «Кардиология», в г. Минске и в областных центрах, но и в Солигорске, Барановичах, Пинске, Орше. Благодаря принимаемым мерам за 5 лет смертность от инфаркта миокарда снизилась на 10,8%).
В Республике Беларусь проводятся программы элиминации гепатита С, лечения пациентов с рассеянным склерозом, редкими генетическими заболеваниями.
 
В 2020 году внедрено 294 новых метода диагностики и лечения пациентов с различной патологией.
Для оказания экстренной специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях в течение «золотого часа» государством и системой здравоохранения обеспечено создание и функционирование межрайонных и межрегиональных центров высокоспециализированной медицинской помощи. Это — центры интервенционной кардиологии; центры для оказания медицинской помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения и черепно-мозговой травмой. В них сконцентрированы высококвалифицированные кадры, современные оборудование и технологии.
С созданием данных центров улучшена экстренная помощь жителям отдаленных районов, уменьшены очереди на высокотехнологичное обследование и лечение, обеспечена консультативная помощь тем амбулаторным пациентам, для которых поездка в областной центр или столичные клиники проблематична.
 
На базе областных онкологических диспансеров, центральных районных или городских больниц (поликлиник) создано 26 межрайонных скрининговых центров. За 2020 год в республике показатель по выявлению рака на ранних стадиях по трем локализациям (рак молочной, предстательной железы и колоректальный рак) составил 87,9%.
 
В областях эффективно используются телемедицинские технологии, позволяющие значительно улучшить диагностику заболеваний. Доступ к услугам телемедицины организаций здравоохранения районного уровня составляет почти 100%». Наибольшее число консультаций в 2020г. проведено в Гродненской области (23631).
 
В настоящее время к автоматизированной информационной системе обращения электронных рецептов (далее — АИС ЭР) подключено 608 государственных организаций здравоохранения, все государственные аптечные сети (1864 аптеки) и 75 коммерческих аптечных сетей (1287 аптек), 81,3% врачей, выписывающих рецепты по роду своей деятельности, имеют возможность сделать это в электронном формате.
свернуть

ЦУР в здравоохранении

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задачи в области здравоохранения в рамках ЦУР 3

3.1 К 2030 году снизить глобальный коэффициент материнской смертности до менее 70 случаев на 100 000 живорождений.

3.2 К 2030 году положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, при этом все страны должны стремиться уменьшить неонатальную смертность до не более 12 случаев на 1000 живорождений, а смертность в возрасте до 5 лет до не более 25 случаев на 1000 живорождений.

3.3 К 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями.

3.4 К 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия.

3.5 Улучшать профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем.

3.6 К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий.

3.7 К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение, и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах.

3.8 Обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех.

3.9 К 2030 году существенно сократить количество случаев смерти и заболевания в результате воздействия опасных химических веществ и загрязнения и отравления воздуха, воды и почв.

Чтобы достичь этих целей нужно сделать следующее:

3.a Активизировать при необходимости осуществление Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака во всех странах.

3.b Оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые в первую очередь затрагивают развивающиеся страны, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств и вакцин в соответствии с Дохинской декларацией «Соглашение по ТРИПС и общественное здравоохранение», в которой подтверждается право развивающихся стран в полном объеме использовать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении проявления гибкости для целей охраны здоровья населения и, в частности, обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех.

3.c Существенно увеличить финансирование здравоохранения и набор, развитие, профессиональную подготовку и удержание медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах.

3.d Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.

Цели устойчивого развития ООН — это 17 целей и 169 задач, которые все государства-члены ООН (193) согласились достичь к 2030 году. Здоровье занимает центральное место и представлено в ЦУР 3 "Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте". В то же время 13 других целей охватывают проблемы, которые включают широкий спектр детяльности ВОЗ. Так почти все 16 целей напрямую связаны со здоровьем или влияют на политику здравоохранения. Новая повестка дня, основанная на Целях тысячелетия в области развития, релевантна для всех стран и сфокусирована на улучшении равенства в удовлетворении потребностей женщин, детей и самых бедных и обделенных слоев населения.

Два года назад ООН сформулировала список из 17 целей, обеспечивающих устойчивое развитие: до 2030 года организация предлагает побороть нищету и голод, развить инклюзию в обществе, обеспечить доступ к здравоохранению для каждого, упразднить гендерное неравенство и достичь еще ряда целей, которые обеспечили бы миру устойчивое развитие. 


Концепцию развития Минска раскрывает формула «Пять городов в одном». Об этом, как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», рассказал заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Юркевич на конференции по устойчивому развитию «Стратегии и партнерство для достижения ЦУР» в Минске 6 июня.

 С учетом специфики белорусской экономики и социальной структуры, а также менталитета и географического положения в Минске определена концепция развития города, которую раскрывает формула «Пять городов в одном», — отметил И. Юркевич.

Вышеназванная формула предполагает пять приоритетов развития: «Город здоровья и высоких социальных стандартов», «Город знаний и научных технологий», «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций», «Город международных коммуникаций», «Город умного проживания и интерактивности с горожанами».

Работа городских властей направлена на обеспечение баланса в решении экономических, социальных и экологических проблем путем рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и возможностей в интересах настоящего и будущих поколений минчан.

Особое внимание, естественно, уделяется «Городу здоровья и высоких социальных стандартов». В Минске существует система преимущественно государственного здравоохранения. Услугами медицинских учреждений, расположенных в городе, пользуются как минчане, так и жители других регионов.

 В данный момент нас особенно интересует работа с минчанами в возрасте 10–20 лет. Чтобы сохранить их жизни и здоровье, мы должны противодействовать негативному влиянию Интернета, появлению вредных привычек, суициду, — подчеркнул заместитель председателя Мингорисполкома. — Вторая группа риска — мужчины. Они с трудом доживают до 60 лет, поэтому им тоже требуется особое внимание.

Популяризировать здоровый образ жизни помогают различные массовые общественно значимые мероприятия. Ежегодно их проходит больше 1 500, они объединяют около миллиона минчан.

— Большой популярностью пользуется уже ставший традиционным Минский полумарафон. Он один из самых молодых в мире, но уже отличается высоким уровнем организации, — отметил И. Юркевич. — Набирает обороты и минский велокарнавал «Viva ровар». В этом году он прошел уже в 4-й раз. И если начинали мы с 3 тысячами участников, то сейчас их уже больше 20 тысяч.

Столица постепенно переходит к модели развития, при которой экономический рост сопровождается сокращением потребления ресурсов и уменьшением негативного воздействия на окружающую среду. Городские власти разрабатывают комплекс мер по 6 важнейшим направлениям в этой сфере: экологическая грамотность, культура здоровья, создание здоровой социальной среды, коммунальная экология и озеленение, повышение качества городской природной среды, градостроительная экологическая политика.

 Максимально экологичным должен быть общественный транспорт. По городу курсируют уже 20 электробусов. В этом году мы планируем приобрести еще 60, — сказал заместитель председателя Мингорисполкома.

Минск заинтересован в привлечении крупных инвесторов. Свободная экономическая зона занимает в столице 2,7 тыс. га, в ней располагаются 116 предприятий-резидентов, возведено почти 40 новых заводов. 70 % производителей и резидентов СЭЗ отправляют продукцию на экспорт в страны Европы.

Не менее успешно развиваются проекты в области IT-бизнеса: Парк высоких технологий и Минский городской технопарк.

— Для инвесторов созданы благоприятные условия ведения бизнеса. В Минске функционирует 116 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, — поделился информацией И. Юркевич.

 

свернуть

Отечественные производители лекарственных средств

Перечень основных лекарственных средств

Социальная помощь в Республике Беларусь

Права граждан при предоставлении медицинской помощи. Виды медико-социальной помощи.

О государственной адресной социальной помощи. Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. N 41 (с изменениями и дополнениями)

Государственная социальная поддержка

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Система медицинской реабилитации в Беларуси

Постановление  Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 26 июля 2017 г. № 78

Правила выдача гражданам определенных видов средств социальной реабилитации

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с действующим законодательством выдача гражданам определенных видов средств социальной реабилитации осуществляется через магазины УП «Белмедтехника». Постановка на учет нуждающихся в средствах социальной реабилитации и их выдача осуществляется во всех магазинах предприятия, расположенных в городе Минске. Актуальная информация о времени и режиме работы магазинов размещена на сайте предприятия www.belmt.by
 

Правила организации обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами

Обращаем Ваше внимание, что выписка льготных рецептов гражданам, не имеющих при себе на приеме у врача удостоверения, подтверждающего право на получение лекарственных средств и перевязочных материалов на льготных условиях или бесплатно, а также карты учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов не допускается. (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.03.2008 г. № 198 «Об организации обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении» (в редакции приказа Минздрава от 11.07.2012 № 797)).
 

 

свернуть
Анкета о работе
поликлиники
Анкета о работе
стоматологии